Пояснительная записка

 

         Настоящая антидопинговая программа разработана для государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр спортивных школ» (Далее - ГБУ «РЦ СШ»).

         Антидопинговая программа составлена в соответствии с положениями Международной конвенции ЮНЕСКО (о борьбе с допингом в спорте), Всемирного антидопингового агентства WADA, стандартов ФИНА, НП «РУСАДА», 4 законодательства Российской Федерации, рекомендациями Министерства спорта РФ.

 

Актуальность программы

 

            Настоящая антидопинговая программа направлена на формирование нетерпимости к допингу у спортсменов в ГБУ «РЦ СШ». Применение допинга в корне противоречит духу спорта.

         Актуальность программы заключается в том, что современное развитие спорта характеризуется существенным возрастанием физических и психоэмоциональных нагрузок на спортсменов. Это обусловлено совершенствованием технологий их подготовки и жесткой конкуренцией в спорте высших достижений. В совокупности это формирует дополнительные нагрузки на системы адаптации организма спортсменов.

         Основными задачами настоящей антидопинговой программы являются:

- исключение случаев, использования спортсменов ГБУ «РЦ СШ» в тренировочной и соревновательной деятельности препаратов и методов, включенных в «Запрещенный список WADA» (Приложение 1);

- создание условий для внедрения современных методических разработок по поддержанию и повышению функционального состояния спортсменов с использованием разрешенных препаратов и методов, не включенных в «Запрещенный список WADA»;

- формирование у спортсменов ГБУ «РЦ СШ» всех возрастных групп, тренеров и обслуживающего персонала высокой антидопинговой культуры;

         Программа предусматривает:

- проведение информационных мероприятий, направленных на доведение до спортсменов, тренерского состава ГБУ «РЦ СШ» всех уровней основных положений Всемирного антидопингового кодекса, постоянного информирования о нормативно-методической литературе по этому вопросу, а также подборки специальной литературы;

- повышение личной ответственности спортсменов и тренеров  за недопущение использования в тренировочной и соревновательной деятельности препаратов и методов из «Запрещенного списка WADA».

         Поэтому антидопинговая программа для спортсменов ГБУ «РЦ СШ» характеризуются следующими особенностями:

- максимально усиленный личностный компонент, связанный с неприятием

допинга как нарушения правил честной борьбы;

- углубленное знакомство с последствиями допинга (с акцентом на тот факт, что эти последствия, и не только медицинские, но и психологические, имеют место даже в тех случаях, когда обман не раскрыт);

- процессуальные моменты проведения допинг-контроля, права и обязанности спортсменов, санкции в случае выявления нарушений и их влияние на дальнейшую карьеру;

- анализ мотивов употребления запрещенных субстанций, в т.ч. обсуждение ситуаций, когда это является следствием внешнего давления.

 

Тематический план программы

 

Наименование темы

Часы

Всего

Аудиторная

работа

Самостоятельная

работа

1

Что такое допинг?

1

1

 

2

Исторический обзор проблемы допинга

2

1

1

3

Мотивация нарушений антидопинговых правил

1

1

 

4

Запрещенные субстанции

1

1

 

5

Запрещенные методы

1

1

 

6

Последствия допинга для здоровья

1

1

 

7

Допинг и спортивная медицина

1

1

 

8

Психологические и имиждевые последствия допинга

1

 

 

9

Допинг и зависимое поведение

2

1

1

10

Нормативно-правовая база антидопинговой работы

1

1

 

11

Организация антидопинговой работы

1

1

 

12

Процедура допинг-контроля

1

1

 

13

Наказания за нарушение антидопинговых правил

2

1

1

14

Профилактика допинга

2

1

1

15

Недопинговые методы повышения спортивной работоспособности

1

1

 

16

Контроль знаний

20

16

4

 

Тема 1. Что такое допинг?

         Определение допинга. Суть антидопинговых правил как инструмента регламентации честной спортивной борьбы. 10 антидопинговых правил, виды их нарушений (Всемирный антидопинговый кодекс). Принципы «фейр плей».

 

Тема 2. Исторический обзор проблемы допинга

         Исторические предпосылки допинга - препараты, оказывающие стимулирующий эффект, повышающие работоспособность, обладающие психоактивным действием (стимуляторы растительного происхождения, алкоголь), их применение в античном спорте, в военном деле. Этимология понятия «допинг». Причины роста внимания к проблеме допинга в последние десятилетия.

Задание для самостоятельной работы. Заполнение анкеты «Личное отношение к допингу».

 

Тема 3. Мотивация нарушений антидопинговых правил

         Стремление к росту спортивного результата как общий мотив допинга; приемлемость мотива в сочетании с неприемлемостью способа его реализации. Этический характер принятия решения о допинге. Другие мотивы (социальное давление, подражание любопытство, самоутверждение, «символическое взросление»). Допинг как контролируемое действие с осознанным вредом. Возможность ситуаций употребления запрещенных субстанций без ведома спортсмена (что не освобождает от ответственности).

 

Тема 4. Запрещенные субстанции

         Запрещенный список ВАДА, основания для включения препаратов в него. Основные группы запрещенных субстанций - анаболические стероиды; гормоны и их аналоги; бета-2-антагонисты; кислородные носители; диуретики; стимуляторы и наркотики; не одобренные субстанции. Возможности нахождения запрещенной субстанции в легально поставляемых лекарственных препаратах и БАДах. Действующие вещества и торговые наименования препаратов.

 

Тема 5. Запрещенные методы

         Запрещенные методы: манипуляции с кровью и ее компонентами; химические и физические манипуляции; генный допинг. Применимость понятия «допинг» к другим нарушениям антидопинговых правил (наличие у спортсмена запрещенной субстанции, уклонение от сдачи проб или их подмена и др.).

 

Тема 6. Последствия допинга для здоровья

         Риски для здоровья, вызываемые применением запрещенных субстанций и методов; отсроченный во времени характер большинства из них. Наиболее уязвимые к воздействию запрещенных субстанций системы организма (эндокринная, сердечнососудистая, пищеварительная, нервная, половая). Несовместимость допинга с ценностным отношением к здоровью.

 

Тема 7. Допинг и спортивная медицина

         Допинг и спортивная фармакология. Наличие разрешенных средств фармакологической поддержки спортсменов, границы ее допустимости. Антидопинговые ограничения и лечение заболеваний у обучающихся и спортсменов. Разрешение на терапевтическое использование. Необходимость консультации специалистов по спортивной фармакологии даже при употреблении легально поставляемых и отпускаемых без рецепта препаратов.

 

Тема 8. Психологические и имиждевые последствия допинга

         Изменения психики под влиянием ряда запрещенных субстанций. Последствия для самовосприятия, самоуважения. Экономические аспекты допинга (влияние на финансирование спорта и рациональность его использования, расходы на антидопинговую работу). Имиджевые последствия допинга для спортсменов, для спорта, для страны в целом.

 

Тема 9. Допинг и зависимое поведение

         Природа явления зависимости (аддикции), механизмы ее развития. Способность ряда запрещенных субстанций вызывать зависимость. Сходство личностных установок спортсмена, употребляющего запрещенную субстанцию, и злоупотребляющих психоактивными веществами вне контекста спорта.

         Задание для самостоятельной работы: поиск информационных материалов, направленных на профилактику зависимого поведения (памятки, плакаты социальной рекламы и т.п.).

 

Тема 10. Нормативно-правовая база антидопинговой работы

         Международные правила и стандарты, регламентирующие антидопинговую работу: Всемирный антидопинговый кодекс, Запрещенный список, Международный стандарт по тестированию и расследованиям, Международный стандарт по терапевтическому использованию, Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте. Общероссийские антидопинговые правила.

 

Тема 11. Организация антидопинговой работы

         Организации, реализующие антидопинговую политику (Всемирное антидопинговое агентство, национальные антидопинговые агентства, Федерации по видам спорта, Международный олимпийский комитет), их функции. Пулы тестирования. Информация о местонахождении спортсмена.

 

Тема 12. Процедура допинг-контроля

         Принципы отбора спортсменов для сдачи проб. Вручение уведомления. Права и обязанности спортсмена, сопровождающих. Инспектор допинг-контроля, его функции. Процедура забора мочи. Процедура забора крови.

         Протокол допинг-контроля. Анализ проб. Уведомление о результатах. Права спортсмена в случае выявления положительной допинг-пробы.

 

Тема 13. Наказания за нарушение антидопинговых правил

         Отстранение от соревнований и лишение наград как естественное и закономерное следствие нарушения спортивных правил. Основные варианты спортивных наказаний, условия их применения. Возможность наступления дополнительных санкций в рамках административного и уголовного законодательства. Принцип безусловной личной ответственности спортсмена. Возможность привлечения к ответственности третьих лиц.

         Задание для самостоятельной работы. Составить таблицу «Варианты наказания спортсмена за нарушение антидопинговых правил с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств».

 

Тема 14. Профилактика допинга

         Основные подходы к профилактике: информирование; повышение психологической компетентности (коммуникативная, эмоциональная, ценностно-мотивационная сферы); выработка жизненных навыков; пропаганда ценности здорового образа жизни; приобщение к альтернативным формам активности. Анализ иллюстративных агитационных материалов антидопинговой тематики.

         Задание для самостоятельной работы. Разработка эскиза агитационного плаката, или коллажа, или презентации, направленный на формирование нетерпимости к допингу и пропаганду ценности честной спортивной борьбы.

 

Тема 15. Недопинговые методы повышения спортивной работоспособности

         Рациональное планирование тренировочного процесса. Необычные условия тренировок. Физиотерапевтические методы. Массаж. Спортивное питание. Рационализация режима. Рекреация. Психологическая подготовка спортсменов.

 

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

            Занятия могут проводиться либо в стандартных учебных классах, либо в помещениях, оборудованных стульями, позволяющими рассаживать участников в различных конфигурациях (в общий круг, по микро группам). Второй вариант предпочтительнее, т.к. облегчает организацию групповых дискуссий; при его реализации следует предусмотреть возможность удобного ведения записей (наличие твердых папок или специальных стульев с откидными мини-столиками). Используются иллюстративные материалы и мультимедиа презентации. Домашние задания даются в устной форме, с записью в рабочую тетрадь. Рекомендуется получение согласия родителей для участия детей в этом курсе (особенно если в группе присутствуют слушатели, не достигшие возраста 14 лет).

 

 

Последние обновления на сайте:

Приказ

Окт 18, 2019 Антидопинговое обеспечение

Антидопинговая программа

Окт 18, 2019 Антидопинговое обеспечение