Содержание тем

Тема 1. Зачем и как появился спорт?

Основа спорта - желание соперничать, приведенное к такой форме, которая полезна, увлекательна и безопасна для участников (в отличие от войн, драк и т.п.), позволяет совершенствоваться, а также интересна для зрителей.

Тема 2. Почему бывают разные виды спорта?

Индивидуальные физиологические и психологические особенности, возможность их реализации в спорте. Разные интересы спортсменов и зрителей.

Тема 3. Зачем начинают заниматься спортом?

Интерес к соревновательной дисциплине. Стремление к самосовершенствованию. Желание самоутвердиться среди сверстников. Интерес к кругу общения в среде спорта. Восприятие спорта как будущей профессии. Побуждение извне.

Тема 4. Как найти вид спорта, подходящий именно для себя?

Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, координация. Их реализация в разных видах спорта. Понятие о физических и психологических способностях.

Задание для самостоятельной работы. Ответить совместно с родителями на вопрос, какими видами спорта ребенку, предположительно, лучше всего заниматься сейчас и в будущем? Почему? При необходимости проконсультироваться с тренером, инструктором по физической культуре.

Тема 5. Что такое соревнования, как они проходят?

Суть соревнования как публичной, состязательной (основанной на сравнении результатов с другими участниками) деятельности. Организация соревнований. Критерии присуждения победы в разных видах спорта.

Тема 6. Почему спортивные соревнования интересны участникам и зрителям?

Спортивная победа как доказательство личного успеха, способ повысить мнение о себе в глазах окружающих. Эмоциональная значимость соревнования и победы. Невозможность постоянных побед. Спортивное "боление".

Тема 7. Зачем в спорте нужны правила, как следят за их выполнением?

Принципиальная необходимость состязаться в рамках заранее согласованного регламента; бессмысленность спорта при нарушении данного требования. Суть работы спортивных судей.

Задание для самостоятельной работы. Разобраться (совместно с родителями) в правилах вида спорта, интересного для ребенка. Сделать рисунок, на котором отражались бы важнейшие из этих правил.

Тема 8. Что бывает с нарушителями правил?

Отстранение от состязаний и/или аннулирование результатов как естественное следствие нарушения спортивных правил. Возможность более серьезных наказаний, если последствия вышли за рамки спорта.

Тема 9. Как появился допинг?

Исторические предпосылки: обнаружение веществ, способных повысить работоспособность и снизить боль. Их использование в других сферах (война, скачки лошадей) и перенос на спортсменов. Искусственное усиление действенности подобных веществ. Появление допинговых методов.

Тема 10. Этическая сторона проблемы: допинг как обман

Принципы честной спортивной борьбы. Этическая проблема: пользователь запрещенной субстанции или метода как обманщик. Влияние допинга на репутацию атлета и спорта в целом.

Задание для самостоятельной работы: сочинить (совместно с родителями) собственную сказку о том, почему и как в спорте появился допинг, чем это плохо, как предотвратить данное явление.

Тема 11. Как допинг влияет на здоровье?

Суть дилеммы: "Краткосрочное улучшение состояния - длительные отрицательные последствия". Что такое обмен веществ и его нарушения? Почему допинг создает проблемы с сердцем и сосудами, другими органами, влияет на психику?

Тема 12. Влияние допинга на отношение к спорту и на психологию спортсмена

Почему спорт, основанный на допинге, теряет привлекательность? Как допинг влияет на психику спортсмена (прямое изменение психического состояния; проблемы самоуважения; реакции проигравших). Как возникают "допинговые скандалы", почему они получают огласку.

Тема 13. Как выявляют допинг и наказывают нарушителей?

Суть процедуры допинг-контроля. Анализ проб. Отстранение от спорта и лишение проблемы как естественное следствие нарушения правил честной борьбы. Персональная ответственность спортсмена. Ответственность третьих лиц.

Тема 14. Как повысить результаты без допинга?

Что такое физические упражнения, какие они бывают? Тренировка, принципы ее организации.

Тема 15. Что еще помогает успехам в спорте?

Рациональный режим. Отдых, восстановление сил. Питание. Закаливание. Укрепление здоровья, разумное использование разрешенных медикаментов по мере необходимости.

Задание для самостоятельной работы. Вместе с родителями придумать рекомендации для самого себя, что следует сделать для того, чтобы начать вести более здоровый образ жизни (как улучшить режим, питание, как проводить время отдыха с большей пользой для здоровья).

Тема 16. Честный спорт как результат договоренности

Принципы честной спортивной борьбы ("фейр плей"). Понимание спортсменами, тренерами, судьями необходимости следовать им для собственной же пользы.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Занятия рекомендуется проводить в комфортной обстановке, в помещениях, оборудованных для игр. Общий ход занятий выглядит таким образом: педагог сначала рассказывает сказку, потом детям предлагается воспроизвести ее в сюжетно-ролевой игре, в заключение на обсуждение выносятся некоторые вопросы. К каждой сказке также предлагаются иллюстрации. Домашние задания, предусмотренные к некоторым темам, обсуждаются с детьми, а также даются в виде карточек с их краткими описаниями (в качестве памятки для родителей, т.к. с учетом возрастных особенностей детей предусмотрено их совместное выполнение). Непосредственно на аудиторных занятиях присутствие родителей не требуется, однако рекомендуется заранее ознакомить их с общим содержанием курса и получить согласие на участие в нем детей.

Рекомендуемая литература

  1. Грецов А.Г. Без наркотиков и допинга. Радость честной победы. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016.
  2. Образовательная антидопинговая программа для общеобразовательных организаций

Программа адресована обучающимся в 7-х и/или 8-х классах общеобразовательных школ. Таким образом, целевая аудитория максимально широка, потенциально ее слушателем может оказаться почти любой российский подросток. Как его отношение к спорту, так и степень осведомленности о проблеме допинга могут кардинально отличаться. Однако в целом следует исходить из того, что большинство слушателей не имеет личностной заинтересованности в обсуждаемой проблеме и не столкнется с ней в собственном жизненном опыте. Осведомленность о допинге у подростка, не имеющего глубоких спортивных увлечений, вряд ли существенно превосходит набор стереотипов, транслируемых СМИ при освещении "допинговых скандалов".

Поэтому курс носит вводно-ознакомительный характер. Его цель - раскрыть суть проблемы допинга, чтобы позволить понять ее место в контексте спорта и, шире, в современном обществе в целом. Кроме того, понимание проблемы допинга является одной из предпосылок формирования критического отношения к зависимому поведению и выработки ценности здорового образа жизни, пропаганды физической культуры и спорта. Программа носит преимущественно гуманитарную направленность, характеристики запрещенных субстанций и механизмов их действия, а также описание организационно-процессуальных моментов допинг-контроля намеренно ограничивается минимумом, необходимым и достаточным для общей ориентировки в теме. Большее внимание уделяется допингу как проблеме личности и общества, а также проведению параллелей между допингом в спорте и профилактикой зависимого поведения.

Курс, посвященный проблеме допинга и антидопинговой работе, в данный момент в стандартную программу образовательных организаций общего образования как отдельная учебная дисциплина не входит. Предлагаемая программа может найти применение как один из теоретических модулей при изучении дисциплины "Физическая культура", предлагаться в формате кружковых или факультативных занятий. Ее фрагменты могут использоваться при изучении других дисциплин, где прямо или косвенно затрагиваются проблемы допинга (биология, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание), а также при осуществлении профилактики зависимого поведения в подростково-молодежной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО  

Председатель  Профсоюза

___________Л. С.Э. Башкаева                                                    

протокол  № ___от  «___»_______2021 г.

 

                          

 

 

 

              

 

         

 

 

                        УТВЕРЖДЕНО

Генеральным директором

Республиканского центра  спортивных школ

(ГБУ  «РЦ СШ»)

_______________А.Б. Носуров

«___»_________2021г.

Тематический план программы

на этапе тренировочной группы

на 2021- 2022 гг.

 

 

N

Наименование темы

Часы

всего

аудиторная работа

самостоятельная работа

1

Допинг и антидопинговые правила

 

1

 

2

Запрещенные субстанции

 

1

 

3

Запрещенные методы

 

1

 

4

Медицинские последствия допинга

 

1

 

5

Социальные и психологические последствия допинга

 

1

 

6

Отражение проблемы допинга в общественном сознании

 

1

 

7

Причины борьбы с допингом

 

1

 

8

Допинг-контроль

 

1

 

9

Зависимое поведение - сущность и механизмы развития

 

1

 

10

Допинг и явление зависимости

 

1

 

11

Профилактика зависимого поведения

 

1

 

12

Проблема злоупотребления "допинговыми препаратами" вне рамок спорта

 

1

 

Итого:

 

12

 

 

 

 

 

Содержание тем

Тема 1. Допинг и антидопинговые правила

Определение понятия "Допинг" на основе Всемирного антидопингового кодекса. 10 антидопинговых правил, их смысл. Допинг как глобальная этическая проблема спорта: необходимость соблюдения правил, обеспечивающих честность и равенство условий борьбы. Принципы "фейр плей".

Тема 2. Запрещенные препараты

Запрещенный список ВАДА. Причины включения субстанций в него. Основные группы запрещенных субстанций - анаболические стероиды; гормоны и их аналоги; бета-2-антагонисты; кислородные носители; диуретики; стимуляторы и наркотики; не одобренные субстанции. Наличие разрешенных средств фармакологической поддержки спортсменов.

Тема 3. Запрещенные методы

Возможность использовать физиологические методы для улучшения спортивного результата, причины запрета некоторых из них ("кровяной допинг", "генный допинг"); наличие разрешенных методов. Применимость понятия "допинг" к другим нарушениям антидопинговых правил (наличие у спортсмена запрещенной субстанции, уклонение от сдачи проб или их подмена и др.).

Тема 4. Медицинские последствия допинга

Риски для здоровья, вызываемые применением запрещенных субстанций и методов; отсроченный во времени характер большинства из них. Несовместимость допинга с ценностным отношением к здоровью. Критерии разграничения допинга и возможности спортсмена легально использовать достижения медицины.

Тема 5. Социальные и психологические последствия допинга

Психологические последствия допинга - изменения психики под влиянием запрещенных субстанций; последствия для самовосприятия, самоуважения. Имиджевые последствия допинга для атлета, для спорта, для страны в целом.

Тема 6. Отражение проблемы допинга в общественном сознании

Причины интереса к проблеме допинга. Основные стереотипы о допинге: его "тотальность", "невозможность" спортивных успехов без него, "субъективность" в интерпретации результатов проб. Объективная статистика анализа допинг-проб.

Задание для самостоятельной работы: анализ "лент новостей" (с использованием интернета) за последние 3-6 месяцев с целью найти новейшие публикации по проблеме "допинговых скандалов". Критический анализ найденных сообщений.

 

 

Тема 7. Причины борьбы с допингом

Обобщение и дополнение аспектов, изученных ранее: последствия допинга для здоровья атлетов, для психологии спортсменов, для имиджа спорта в глазах общественного мнения, для реализации оздоровительного и воспитательного потенциала спорта.

Тема 8. Допинг-контроль

Организации, занимающиеся борьбой с допингом, их функции. Процедуры отбора атлетов для допинг-контроля, взятия и анализа допинг-проб. Наказания за нарушения антидопинговых правил.

Задание для самостоятельной работы. Подготовка ответов на вопросы (по материалам сайта Российского антидопингового агентства www.rusada.ru):

  1. На каких нормативных документах основана борьба с допингом?
  2. Как происходит процедура сдачи допинг-пробы?
  3. Сколько российских представителей каких видов спорта было уличено в допинге за последний год?

Тема 9. Зависимое поведение - сущность и механизмы развития

Суть явления зависимости. Признаки зависимости. Физиологические и психологические механизмы развития зависимости. Химические и нехимические зависимости, сходство их механизмов. Определение понятия "наркотик"; нейрофизиологические механизмы наркозависимости. Последствия зависимости.

Тема 10. Допинг и явление зависимости

Сходство проблемы зависимости и допинга в спорте. Потенциал ряда запрещенных субстанций в плане формирования зависимости. Ресурсы спорта в плане профилактики зависимостей; невозможность их реализации в случае допинга.

Тема 11. Профилактика зависимого поведения

Виды и организационные формы профилактики зависимостей. Причины приобщения к веществам и/или формам поведения, вызывающим зависимость. Основные подходы к профилактике: информирование; повышение коммуникативной компетентности; психологическая коррекция эмоциональной сферы; выработка жизненных навыков; пропаганда ценности здорового образа жизни; приобщение к альтернативным формам активности.

Задание для самостоятельной работы: поиск иллюстративных материалов, направленных на профилактику зависимого поведения (плакаты социальной рекламы и т.п.).

Тема 12. Проблема злоупотребления "допинговыми препаратами" вне рамок спорта

Выход проблемы допинга за пределы спорта. Бытовая трактовка понятия "допинг" (субстанция, повышающая работоспособность, помогающая преодолеть проблемы, расслабиться и т.п.), ее отличие от научной. Злоупотребление анаболическими агентами (вне рамок профессионального спорта). Злоупотребление психостимуляторами, андидепрессантами, транквилизаторами и другими успокоительными препаратами, БАДами.

Задание для самостоятельной работы: поиск рекламных и информационных материалов, популяризирующих БАДы, препараты "для успокоения нервов" и т.п. Их критический анализ.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Занятия могут проводиться либо в стандартных учебных классах, либо в помещениях, оборудованных стульями, позволяющими рассаживать участников в различных конфигурациях (в общий круг, по микрогруппам). Второй вариант предпочтительнее, т.к. облегчает организацию групповых дискуссий; при его реализации следует предусмотреть возможность удобного ведения записей (наличие твердых папок или специальных стульев с откидными мини-столиками). Используются иллюстративные материалы и мультимедиапрезентации. Домашние задания даются в устной форме, с записью в рабочую тетрадь. Если возраст слушателей курса старше 14 лет, получение согласия их родителей для участия в нем не требуется.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Всемирный антидопинговый кодекс" в редакции, действующей с 1.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).
  2. Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте: образовательная программа для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР. Колледжей и училищ олимпийского резерва, спортивных классов общеобразовательных школ/В.А. Антипов; под общ. ред. д-ра пед. наук. проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук Д.В. Черкашина. - СПб: Издательство ООО "Турусел", 2012. - 32 с.
  3. Спорт без допинга. Вопросы и ответы: научно-методическое пособие для тренеров и спортсменов/А.Г. Грецов; ФГБУ СПбНИИФК; науч. ред. О.М. Шелков. - СПб: Галеяпринт, 2012. - 60 с. - УДК 796.011.01.
  4. Спорт в предотвращении отклоняющегося поведения подростков: методические рекомендации для специалистов/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 52 с. - ISBN 978-5-9906923-9-8.
  5. Формирование интереса к спорту у подростков и молодежи: методические рекомендации/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. - 24 с. - ISBN 978-5-9906922-7-5.
  6. Допинг и проблемы с ним связанные: антидопинговое пособие. - FISU. - 2015. - 113 c. URL: http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages/ AntiDoping_Textbook_-_Russian_-_2015.pdf

Дополнительная:

  1. Без наркотиков и допинга: методические рекомендации для молодежи/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 40 с. - ISBN 978-5-9906923-8-1.
  2. Допинг и здоровье: методическое пособие/О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 60 с. - ISBN 978-5-91014-035-0.
  3. Основы психолого-педагогической превенции использования допинга в спорте (профилактика потребления допинга юными спортсменами): учебно-методическое пособие/О.А.Никулина. - СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. - 160 с. - ISBN 978-5-94125-193-3.
  4. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте. Образовательная программа для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного физкультурного образования и 10-11 спортивных классов общеобразовательных школ: методические рекомендации к образовательной программе для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, УОР, учителей физической культуры/К.А. Бадрак; ФГБУ СПбНИИФК. - СПб: Издательство ООО "АртЭго", 2011. - 64 с. - ISBN 978-5-91014-030-5.
  5. Психолого-педагогические основы разработки и реализации антидопинговых обучающих программ для подростков и молодежи: научно-методическое пособие/А.Г. Грецов; под ред. О.М. Шелкова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2013. - 33 с. - УДК 796.015;
  6. Физическая культура и спорт в решении социально-психологических проблем молодежи: Монография/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 88 с. - ISBN 978-5-9908946-4-8.

Рекомендованные интернет-ресурсы:

  1. Российское антидопинговое агентство РУСАДА (официальный сайт). - URL: http://www.rusada.ru/
  2. Всемирное антидопинговое агентство (официальный сайт). - URL: https://www.wada-ama.org/en/
  3. lay true magazine (Журнал честная игра) - World anti-doping agency. URL: https://www.wada-ama.org/en/resources/search?f[0]=field_resource collections%3A12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО  

Председатель  Профсоюза

___________Л. С.Э. Башкаева                                                    

протокол  № ___от  «___»_______2021 г.

 

                          

 

 

              

 

         

 

 

                        УТВЕРЖДЕНО

Генеральным директором

Республиканского центра  спортивных школ

(ГБУ  «РЦ СШ»)

_______________А.Б. Носуров

«___»_________2021г.

Тематический план программы

на этапе спортивного совершенствования

                                                    на 2021- 2022 гг.

 

 

 

N

Наименование темы

Часы

всего

аудиторная работа

самостоятельная работа

1

Допинг как глобальная проблема современного спорта

 

2

 

2

Запрещенные субстанции и методы

 

2

 

3

Медицинские аспекты применения допинга

 

2

 

4

Социальные и психологические последствия применения допинга

 

2

 

5

Противодействие допингу в спорте

 

2

 

6

Допинг-контроль

 

2

 

7

Зависимое поведение - сущность и механизмы развития

 

2

 

8

Допинг и явление зависимости

 

2

 

9

Основы методики профилактики допинга и зависимого поведения

 

4

 

10

Контроль знаний

 

2

 

Итого:

 

22

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем

Тема 1. Допинг как глобальная проблема современного спорта

Определение понятия "Допинг" на основе Всемирного антидопингового кодекса. 10 антидопинговых правил, их смысл. Исторический обзор проблемы допинга. Допинг как глобальная этическая проблема спорта: необходимость соблюдения правил, обеспечивающих честность и равенство условий борьбы. Принципы "фейр плей". Распространенность допинга в разных видах спорта; избирательность влияния допинга на разные группы двигательных способностей.

Задание для самостоятельной работы: анализ "лент новостей" (с использованием интернета) за последние 3-6 месяцев с целью найти новейшие публикации по проблеме "допинговых скандалов". Поиск информации, сколько российских представителей каких видов спорта было уличено в допинге за последний год. Критический анализ найденных сведений.

Тема 2. Запрещенные субстанции и методы

Запрещенный список ВАДА, критерии включения субстанций и методов в него. Запрещенные субстанции: не одобренные субстанции; анаболические агенты; пептидные гормоны и подобные субстанции; бета-2-агонисты; гормоны и модуляторы метаболизма; диуретики и маскирующие агенты. Субстанции, запрещенные в соревновательный период: стимуляторы; наркотики; каннабиноиды; глюкокортикоиды. Субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта: алкоголь; бета-блокаторы. Запрещенные методы: манипуляции с кровью и ее компонентами; химические и физические манипуляции; генный допинг.

Задание для самостоятельной работы. Мониторинг изменений запрещенного списка за последние 2 года. Поиск примеров, когда ранее допустимые средства переходили в разряд запрещенных, связанных с этим "допинговых скандалов".

Тема 3. Медицинские аспекты применения допинга

Допинг и спортивная фармакология. Сущность и границы допустимости фармакологической поддержки. Антидопинговые ограничения и лечение заболеваний у спортсменов. Разрешение на терапевтическое использование. Необходимость консультации специалистов по спортивной фармакологии даже при употреблении легально поставляемых и отпускаемых без рецепта препаратов. Последствия употребления запрещенных субстанций для здоровья: текущие и долговременные риски. Несовместимость допинга с ценностным отношением к здоровью.

Тема 4. Социальные и психологические последствия применения допинга

Допинг и отношение к спорту в обществе. Стереотипы о допинге. Изменения психики под влиянием ряда запрещенных субстанций. Последствия для самовосприятия, самоуважения. Экономические аспекты допинга (влияние на финансирование спорта и рациональность его использования, расходы на антидопинговую работу). Имиджевые последствия допинга для атлета, для спорта, для страны в целом. Выход проблемы допинга за рамки спорта. Злоупотребление анаболическими агентами (вне рамок профессионального спорта). Злоупотребление психостимуляторами, андидепрессантами, транквилизаторами и другими успокоительными препаратами, БАДами.

Задание для самостоятельной работы: поиск рекламных и информационных материалов, популяризирующих БАДы, препараты "для успокоения нервов" и т.п. Их критический анализ.

Тема 5. Противодействие допингу в спорте

Профилактическое и запретительно-контролирующее направления. Организации, реализующие антидопинговую политику (Всемирное антидопинговое агентство, национальные антидопинговые агентства, федерации по видам спорта, Международный олимпийский комитет), их функции. Международные правила и стандарты, регламентирующие антидопинговую работу: Всемирный антидопинговый кодекс, Запрещенный список, Международный стандарт по тестированию и расследованиям, Международный стандарт по терапевтическому использованию, Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте. Общероссийские антидопинговые правила.

Тема 6. Допинг-контроль

Запрещенный список ВАДА, основания для включения субстанций и методов в него. Структура запрещенного списка. Принципы отбора спортсменов для сдачи проб. Вручение уведомления. Права и обязанности спортсмена, сопровождающих. Инспектор допинг-контроля, его функции. Процедура забора мочи. Процедура забора крови. Протокол допинг-контроля. Анализ проб. Уведомление о результатах. Права спортсмена в случае выявления положительной допинг-пробы. Персонификация ответственности. Наказания за нарушения антидопинговых правил.

Тема 7. Зависимое поведение - сущность и механизмы развития

Суть явления зависимости. Признаки зависимости. Физиологические и психологические механизмы развития зависимости. Химические и нехимические зависимости, сходство их механизмов. Определение понятия "наркотик"; нейрофизиологические механизмы наркозависимости. Последствия зависимости.

Тема 8. Допинг и явление зависимости

Параллели между проблемами зависимости и допинга в спорте. Сходство данных явлений на уровне личностных установок. Потенциал ряда запрещенных субстанций в плане формирования зависимости. Ресурсы спорта в плане профилактики зависимостей; невозможность их реализации в случае допинга.

Тема 9. Основы методики профилактики допинга и зависимого поведения

Традиционные педагогические методы в решении задач профилактики допинга и зависимостей (объяснение, беседа, работа с текстовыми материалами). Интерактивные методы: групповая дискуссия, тренинговые игры и упражнения. Иллюстративные агитационные материалы антидопинговой тематики, рекомендации по их разработке, методика применения на занятиях. Специфика обсуждения проблемы допинга в детских подростково-молодежных аудиториях.

Основные подходы к профилактике зависимостей и допинга: информирование; повышение психологической компетентности (коммуникативная, эмоциональная, ценностно-мотивационная сферы); выработка жизненных навыков; пропаганда ценности здорового образа жизни; приобщение к альтернативным формам активности.

Задания для самостоятельной работы. Поиск информационных материалов, направленных на профилактику зависимого поведения (буклеты, памятки, плакаты социальной рекламы и т.п.), их критический анализ. Разработка сценария беседы с молодежью на тему профилактики допинга и/или зависимого поведения.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий

Занятия проводятся в стандартной учебной аудитории, оборудованной техникой для мультимедиа-презентаций. Предусмотрено использование иллюстративных материалов. Домашние задания даются в устной форме, с записью в рабочую тетрадь. На первом занятии преподавателю следует озвучить общую структуру курса и критерии получения зачета, распространить список рекомендованной литературы. Если дисциплина предусмотрена как курс по выбору, студенты подписывают заявление с выражением желания ее пройти; в иных случаях какие-либо формальности не требуются.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Без наркотиков и допинга: методические рекомендации для молодежи/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 40 с. - ISBN 978-5-9906923-8-1.
  2. Всемирный антидопинговый кодекс в редакции, действующей с 1.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).
  3. Деятельность медицинского персонала спортсмена в рамках противодействия применению допинга в спорте и борьбе с ним/Анцелиович А.А., Ваганова Н.В., Выходец И.Т., Голобородько Е.В., Камаев Н.О., Мирошникова Ю.В., Рогова К.В., Самойлов А.С., Середа А.П., Хорькин П.И. - М.: Российское антидопинговое агентство РУСАДА, 2015. - 85 с.
  4. Международный стандарт по тестированию и расследованию в редакции, действующей с 01.01.2015 г. (утвержден 15.11.2013 г. на Всемирной конференции по борьбе с допингом в спорте, проходившей в г. Йоханнесбурге).
  5. Международный стандартпо терапевтическому использованию в редакции, действующей с 01.01.2016 г. (утвержден Исполнительным комитетом ВАДА 18.11.2015 г.
  6. Общероссийские антидопинговые правилаот 09.08.2016, утвержденные Минспортом России.
  7. Допинг и проблемы с ним связанные: антидопинговое пособие. - FISU. - 2015. - 113 c. URL: http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages/ AntiDoping_Textbook_-_Russian_-_2015.pdf

Дополнительная:

  1. Допинг в спорте и проблемы фармакологического обеспечения подготовки спортсменов/В.Н. Платонов, С.А. Олейник, Л.М. Гунина. - М.: Советский спорт, 2010. - 308 с.
  2. Допинг и здоровье: методическое пособие/О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 60 с. - ISBN 978-5-91014-035-0.
  3. Конвенцияо борьбе с допингом в спорте (ЮНЕСКО). 19.10.2005//Ратифицирована: Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ; НГР: Р0603643.
  4. Основы психолого-педагогической превенции использования допинга в спорте (профилактика потребления допинга юными спортсменами): учебно-методическое пособие/О.А. Никулина. - СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. - 160 с. - ISBN 978-5-94125-193-3.
  5. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте. Образовательная программа для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного физкультурного образования и 10-11 спортивных классов общеобразовательных школ: методические рекомендации к образовательной программе для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, УОР, учителей физической культуры/К.А. Бадрак; ФГБУ СПбНИИФК. - СПб: Издательство ООО "АртЭго", 2011. - 64 с. - ISBN 978-5-91014-030-5.
  6. Психолого-педагогические основы разработки и реализации антидопинговых обучающих программ для подростков и молодежи: научно-методическое пособие/А.Г. Грецов; под ред. О.М. Шелкова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2013. - 33 с. - УДК 796.015.
  7. Физическая культура и спорт в решении социально-психологических проблем молодежи: Монография/А.Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - 88 с. - ISBN 978-5-9908946-4-8.

Рекомендованные интернет-ресурсы:

  1. Российское антидопинговое агентство РУСАДА (официальный сайт). - URL: http://www.rusada.ru/
  2. Всемирное антидопинговое агентство (официальный сайт). - URL: https://www.wada-ama.org/en/